Главная

Введение

История

История ниндзютсу

 

Корни духовности ниндзютсу, как, впрочем, и всех боевых систем, следует искать в Древнем Китае и Тибете. Задолго до появления японского ниндзютсу там существовали организации закрытого типа, специфически трактовавшие воинские искусства. По своей структуре и принципам они очень напоминали кланы ниндзютсу, возникшие позднее в Японии. Впрочем, цели и задачи, средства их достижения имели существенные различия.

В горных монастырях Тибета было широко развито учение тантрического буддизма.

Являясь развитием направления МАХАЯНА ("Большая колесница"), тибетский тантрический буддизм базировался на классической индийской традиции, выразителем которой являлась "Вишудхимагга". Он также имел примесь классических, чисто тибетских, элементов тантризма. В основе понятий тибетского буддизма лежало предположение, что тело, речь и мысль Будды (в случае тантрического буддизма - речь идет о Будде Великого Солнца - Дайнити) составляют сущность Вселенной. Постижение этого триединства (САНМИТСУ) происходило посредством целенаправленной практики МУДР - замыкания внутренних энергетических меридианов тела путем смыкания пальцев рук в особые фигуры. Этот способ познания тела Будды позволял манипулировать внутренней энергией - ЦИ (яп. КИ). Речь Будды постигалась многократным повторением особых сочетаний звуков - МАНТР. Эта практика позволяла путем резонирования с "языком Вселенной" достигать повышенного состояния сознания. Адепты тантрического буддизма познавали мысль Будды, концентрируясь на созерцании ЯНТР и МАНДАЛ, которые представляли собой символические изображения верховного божества (Абсолюта) или окружающей нас реальности.

Занимаясь постижением САНМИТСУ, последователи тибетского буддизма достигали сверхсостояний сознания и физического тела. О связях с Тибетом говорит и принятый в ниндзютсу способ классификации явлений окружающего мира с помощью категорий пяти Первоэлементов: Земля (Щи), Вода (Суй), Огонь (Ка), Воздух (Фу) и Пустота (Ку). Заимствованной является и теория о вибрационном устройстве Вселенной.

При формировании своего мировоззрения ниндзя использовали также понятие КАРМА (закон причины и следствия), согласно которому человек всеми поступками своего нынешнего жизненного воплощения формирует контур своей следующей жизни. Из тантрического буддизма ниндзютсу взяло и множество других мистико-эзотерических аспектов. Преемственность НИН-ПО-МИККЁ (духовно-мистического учения ниндзя) по отношению к китайскому даосизму четко просматривается на концепции взаимосвязи двух противоположных первоначал - ИНЬ и ЯНЬ (по-японски ИН и ЙО), согласно которой все происходящее во Вселенной обусловлено борьбой и единством.

Используя развитую систему даосской и буддийской йоги, ниндзя добивались феноменальных психических и физических состояний.

Нашли свое отражение в духовном фундаменте ниндзютсу и традиции школы ЧАНЬ (яп. ДЗЭН) - направление буддизма, сформировавшееся в Китае в середине I тысячелетия н.э. Понятие пустоты, как основы дзэновской медитации , стало неотъемлемой частью и духовного учения ниндзя.

Таким образом, учитывая, что перечисленные выше системы сформировались задолго до появления ниндзютсу, можно утверждать, что корни ниндзютсу следует искать на материке, в Китае и Тибете.

Говоря об истоках искусства ночных воинов, нельзя умолчать о легендарном движении "ЛЮГАЙМЭНЬ" ("Врата учения нищих монахов"). По сведениям, дошедшим до нас из глубины веков, первыми люгай были монахи храма Шаолинь, объединившиеся в тайную организацию, после того как во времена императорской династии Тан, Шаолинь был разрушен, а учение Чань было объявлено "буддийской ересью". Подвергаясь постоянным преследованиям со стороны властей, люгай были вынуждены большое внимание уделять секретности, самозащите, само обеспечению. Самобытная система выживания монахов-люгай включала в себя практику боевых искусств, незаурядные знания по медицине, астрологии, кулинарии, правила конспирации, маскировки. Важное место занимала психологическая подготовка к жизни в условиях жесточайшего террора со стороны властей. Мистико-эзотнрическая практика "нищих монахов" позволяла ученикам двигаться по пути гармонии с окружающим миром, Вселенной, и это помогало им выжить в суровых условиях.

Проникновение в середине I тысячелетия в Японию буддизма и даосизма положило начало новому этапу в истории этой страны. Благодаря активным связям буддистов Китая и Японии, количество приверженцев новой философии среди японцев быстро растет.

В 7-8 веках (период Нара) зародилось шесть основных школ японского буддизма. Исторически сложилось так, что наибольшее влияние на становление системы ниндзютсу оказали три школы:

-- СИНГОН ("Истинное слово") - одна из самых эффектных и богатых сект, приверженцами которой делался упор на работу с уровнями сознания и созерцание священных картин.

-- ДЗЭН ("Молчаливое самоуглубление") - школа, практикующая созерцание как путь к просветлению.

-- ТЭНДАЙ ("Величие небес") - школа, в основе которой была концентрация на мистических аспектах буддизма.

Следует отметить, что учения буддиских школ ставили своей целью достижение просветленного состояния "БОДХИ", слияния с Буддой (Пустотой, Абсолютом).

В это время на Японские острова прибывает множество буддийских проповедников, среди которых были монахи-люгай. Синтоизм, господствовавший до того в Японии, представлял собой культ божеств природы и предков, требовавший обильных жертвоприношений во имя богов Аматерасу и Дзимму. Постепенно синтоизм уступал свои позиции буддизму, что незамедлительно привело к возникновению религиозного конфликта. Борьба за главенство одной из доктрин вскоре перенеслась в высшие слои власти. Императорский двор, поддерживавший идеи синтоизма, всячески препятствовал проникновению буддийской мысли в Японию.

Запрет не ограничивался лишь указами, дело доходило до физического уничтожения проповедников и служителей храмов. Шла настоящая "охота на ведьм".

В этих условиях террора в труднодоступных горных районах, зародилось движение буддистских отшельников - ЯМАБУСИ ("Спящие в горах"). Их целью было достижение гармонии со Вселенной посредством буддиского и даосистского эзотеризма. В целях познания ямабуси не ограничивались методами заимствованных систем, - их верования причудливо переплелись с шаманскими обрядами синтоизма и культом горных божеств КАМИ. Примечательно то, что ямабуси стремились не только познавать силы Вселенной, но и использовать их в своих целях. Кроме ямабуси большой популярностью у простого народа пользовалась и община таоистских отшельников - СЕННИН, практикующих на пути к гармонии медитацию, шамаизм и аскетизм.

Ряды мятежных общин постоянно пополнялись за счет странствующих монахов различных религиозных течений, последователей движения "Люгаймэнь", беглых крестьян, свободных воинов, а порой и разбойников.

В результате слияния религиозных концепций возникло новое учение - СЮГЭНДО ("Путь овладения сверхъестественными силами").

Принято считать, что именно ЭН-НО-ОДЗУНУ, по прозвищу "ГЕДЗЯ", сформулировал основные положения сюгэндо. Будучи сыном известных родителей, в пятнадцатилетнем возрасте он стал монахом и полностью посвятил себя исследованию буддийских писаний. Большой интерес у молодого Одзуну вызывали мистические практики буддизма. Вскоре он уединился в горах, чтобы полностью отдаться изучению и практике эзотерических систем.

Тридцать долгих лет длилось добровольное отшельничество, в ходе которого Одзуну проработал положения тибетского тантрического буддизма, китайского даосизма и японских древних культов. Во главу угла в сюгэндо ставилось достижение состояния просветленного Будды, слияние с Абсолютом, овладение силами Вселенной. Это должно было быть достигнуто с помощью эзотерической буддийской медитации, использования мудр и мантр, упражнений йоги.

Немаловажное место в культе сюгэндо занимала и теория достижения бессмертия, проповедуемая даосами. Систему сюгэндо, а впоследствии и ниндзютсу, составили даосские методики достижения гармонии человека и природы (теория макро- и микрокосмоса), работа с внутренней энергетикой тела (теория трех "котлов") и многое другое. Следует упомянуть и об использовании учениками сюгэндо - сюгэндзя-шамаизма, заимствованного из культа Синто.

Прекрасно разбираясь в шаманских обрядах и живя в гармонии с силами природы, сюгэндзя занимались предсказанием урожаев, стихийных бедствий и т.п. Последователи сюгэндо обладали также передовыми для тех времен знаниями в области медицины. Монахами-люгай были завезены из Китая и Тибета методы иглотерапии и прижиганий (ЧЖЭНЬ-ЦЗЮ терапия). Многогранными были и знания в лечении травами и заклинаниями.

Поскольку идеи сюгэндо нашли горячую поддержку среди простых людей, то у правящей верхушки возникли опасения, что сюгэндзя, будучи популярными среди народа, могут оказать нежелательное влияние на расстановку политических сил в стране. Начиная с 718 года, власти поставили горных отшельников вне закона, объявив на них настоящую охоту. Был издан ряд высочайших указов о том, что за сведения о лидерах движения выплачивается вознаграждение. Во время правления императрицы Кокэн реальная власть оказалась в руках министра Докё, представлявшего официальную церковь. Он сделал все, чтобы воспрепятствовать проникновению "буддийской ереси": под его руководством был проведен "крестовый поход" против сторонников сюгэндо. Докё издал указ, запрещавший изучение "Пути овладения сверхъестественными силами". Однако преследование сюгэндзя дало совершенно противоположный результат. Вместо того чтобы отвернуться от сюгэндзя, народ стал поддерживать движение ямабуси. Ряды горных общин ширились и крепли, в горах строились новые тайные молельни, где проводились мистические церемонии: совместные медитации, чтение проповедей, ритуальные шествия в места обитания горных божеств КАМИ, возжигание костров, практика мудр, повторение магических заклинаний ДЗЮМОН.

К этому времени из рядов ямабуси выделилось особое сословие - СОХЭЙ, которое было призвано защищать членов общины, проповедников, горные лагеря, храмы. Постепенно Сохэй превратились в постоянные воинские формирования. В основе деятельности Сохэй лежал принцип строгой секретности, правила китайской военной тактики, использовалась агентурная сеть, были разработаны методы маскировки и запутывания следов, постоянно шлифовались воинские искусства. Огромный вклад в развитие воинского искусства Сохэй внесли профессиональные воины, примкнувшие к общинам сюгэндо после поражения в мятеже ФУДЗИВАРА, направленного против Докё в 764 году.

Есть все основания полагать, что именно дружины Сохэй и стали той почвой, на которой впоследствии проросли ростки ниндзютсу и выросли смертоносные ниндзя.

В 6 в. в Японию попадает китайский классический трактат о ведении войны. Книга сразу получает особое признание в военных кругах высшего ранга. Написан трактат был в 5-3 вв. до н.э. величайшим стратегом древности Сунь-цзы. Кроме вопросов тактики и стратегии ведения военных действий, талантливый полководец огромное внимание уделял проведению разведывательных действий в условиях войны. В главе о шпионаже Сунь-цзы так сформулировал основные принципы использования шпионов:

    "- Знания о состоянии противника можно получить только от людей. Используются шпионы пяти видов: шпионы местные, шпионы внутренние, шпионы обратные, шпионы смерти, шпионы жизни.

    - Все пять разрядов шпионов работают, и нельзя знать их путей. Это непостижимая тайна. Они - сокровище для государя.

    - Местных шпионов берут из местных жителей страны противника и пользуются ими; внутренних шпионов вербуют из его чиновников и пользуются ими (информация, полученная от таких шпионов, особенно важна); обратных шпионов вербуют из шпионов противника и используют их (эти шпионы применяются для передачи ложных сведений): когда пускают в ход что либо обманное, дают знать об этом своим шпионам, а они передают это противнику. Такие шпионы - шпионы смерти (они не успевали ускользать от противника и погибали). Шпионы жизни - это те, кто возвращается с донесением.

    - ... Тонкость! Тонкость! Нет такого дела, где нельзя было бы использовать шпионов.

    - Если шпионское донесение еще не послано, а об этом уже стало известно, то и сам шпион, и те, кому он сообщил сведения, предаются смерти.

    - Вообще, когда хочешь ударить по армии противника, напасть на его крепость, убить его людей, обязательно сначала узнай, как зовут военачальника у него на службе, его помощников, начальника охраны, воинов его стражи. Поручи своим шпионам обязательно узнать все это.

    - Если ты узнал, что у тебя появился шпион противника и следит за тобой, обязательно воздействуй на него с выгодой; введи его к себе и помести его у себя. Ибо ты сможешь приобрести обратного шпиона и использовать его...

    - Всеми пятью категориями шпионов обязательно ведает сам государь...

    - ... Только посвященные государи и мудрые полководцы умеют делать своими шпионами людей высокого ума и этим способом непременно совершают великие дела. Использование шпионов - самое существенное на войне; это та опора, полагаясь на которую действует армия."

Идеи Сунь-цзы многократно совершенствовались, и дополнялись, что известно из истории тайных войн Китая и сопредельных государств, поэтому руководители шпионской сети руководствовались не только лаконичными тезисами китайского стратега, но и многочисленными томами конкретных установок и рекомендаций.

Знаменитый трактат стал учебным пособием и руководством для крупнейших военачальников того времени (в том числе и руководителей ниндзя).

Первым фактом использования лазутчиков в военных целях было следующее событие: 

В 7 в. принц-регент Тайси Сётоку в ходе войны с могущественным феодалом Мория за влияние в провинции Оми тайно использовал шпиона Отомоно Сайдзин. Тот отлично справился с поставленной задачей, за что и был удостоен почетного звания "соглядатай".

Впоследствии наемные агенты используются все чаще, постоянно растет потребность в специалистах по воинским искусствам, готовых взяться за выполнение самых сложных и секретных заданий. И более подходящих для этого кандидатов, чем ниндзя, не было и быть не могло.

В дальнейшем отряды воинов-отшельников - Сохэй превращаются в школы ниндзютсу: РЮ, которые становятся семейными кланами. С течением времени кланы начинают обособляться, закрепляя за собой территории, зоны влияния. Например, провинция Ига была известна как область влияния клана Хаттори, члены которого изучали тайные искусства аскетов-сеннин, горных воинов-ямабуси, а затем и сюгэндзя. Именно клан Хаттори стал основой могущественной школы ниндзютсу Ига-рю.

Ценный вклад в развитие ниндзютсу внесли члены военизированых крестьянских дружин - ДЗИ-ДЗАМУРАИ. Эти воины имели богатый практический опыт ведения боевых действий в условиях секретности. В те неспокойные времена крестьянские поселения часто подвергались нападению разбойничьих шаек. Защищать деревни и были призваны формирования воинов земледельцев. подобное самоуправство жестоко преследовалось властями, опасающимися вооруженных крестьянских волнений. Лица, уличенные в ношении или хранении оружия, подвергались арестам и казням. Многие земледельцы, решившиеся взять в руки оружие, были вынуждены искать спасение в мятежных горных общинах. Там дзи-дзамураи примкнули к зарождающимся кланам ниндзя.

Начало периода Хейан (794-1185 гг.) характеризуется жесточайшим диктатом со стороны дворцовой аристократии, что вызвало междоусобные конфликты, ослабившие императорскую власть. К концу периода Хейан центральная власть в Киото так ослабла, что по ночам столица практически находилась в руках шайки разбойников, изучавших ниндзютсу у ямабуси с горы Курама. Этот этап истории Японии (11-12 вв.) стал роковым для всей страны: разразилась междоусобная война, в которой два крупнейших феодальных клана оспаривали лидерство. Итогом противостояния стало падения династии Тайра и начало периода КАМАКУРА с 1192 по 1333 гг. При установившейся форме правления - СЁГУНАТЕ - власть императорского дворца была минимальной, а власть феодальных правителей - сёгунов, базирующаяся на военной силе - практически безграничной. Всего существоввало три династии сёгунов: Минамото, Асикага, Токугава. Сёгунат означал приход к власти сословия профессиональных воинов - самураев.

Самурайство как система воинского искусства возникло в восточной и северо-восточной части Японии в 8 в. Первые самурайские дружины формировались из свободных и беглых крестьян, бродяг и всех, кто искал лучшей доли и зачастую был преследуем властями. Так же, как и ниндзя в центральных районах страны, самураи на своей территории организовывали школы воинских искусств, в которых оттачивали свое мастерство. Нормы поведения самураев обуславливались кодексом чести - БУСИ-ДО ("Путь воина"). Жизненный путь самурая был бесконечной вереницей военных походов и сражений. Несмотря на схожесть систем подготовок, самураи и ниндзя расходились в главном: первые всегда стремились к власти, что им в итоге и удалось, в то время как последние конфликтовали с властями и нарушали законы.

В 10-12 вв., в результате непрекращающихся междоусобиц, кланы самураев превратились в самую мощную военную и политическую силу в Японии, вследствие чего к власти пришел один из самураев.

Жесткая политика Минамото Ёримото привела к усилению противоречий между самурайскими кланами, и страна погрузилась в пучину еще более жестоких и кровопролитных войн.

Война немыслима без шпионажа, диверсий и террористических актов. Самураи, являясь представителями официальной власти, сдерживаемые рамками кодекса Буси-до и к тому же не имеющие необходимлй подготовки, не годились на роль тайных лазутчиков и диверсантов. Таким образом, в военно-социальной структуре образовался своеобразный пробел. Кто как не ниндзя с их богатейшими традициями секретных боевых искусств могли стать недостающим звеном?

Находясь вне закона, не боясь "потерять лицо", не обременненые никакими клятвами и моральными нормами, обладая феноменальными способностями к ведению тайной войны, ниндзя были незаменимы в условиях того времени. Последующие 400 лет принято называть "золотым веком ниндзютсу".

Повышенный спрос на исполнителей "грязной" работы послужил мощным импульсом в совершенствовании и расширении системы ниндзютсу.

Знания классических воинских искусств ниндзя заметно расширили с помощью РОНИН - самураев, получивших свободу из рук Дайме или потерявших своих господ в сражениях междоусобных войн. Оставшиеся без покровителя, подвергаемые гонениям со стороны противников самураи были вынуждены скрываться. Многие из них вступали в тайные организации ниндзя, которые были не прочь пополнить свои ряды за счет отлично подготовленных воинов-профессионалов. Изучение самурайских боевых искусств позволяло найти слабые стороны великосветских противников, разработать эффективную тактику и технику ведения боя, позволявшую побеждать этих могущественных врагов.

Этот период характеризуется появлением кланов, делавших акцент на прикладной аспект искусства, на развитие эффективных шпионско-диверсионных техник. Наметился резкий уход от духовных корней сюгэндо. Из мистико-эзотерических знаний и практик было оставлено лишь то, что имело практическую ценность при выполнении заданий. По сути дела ниндзютсу выделилось в отдельное от сюгэндо направление. Страх, вселяемый ниндзя, оттолкнул от них крестьян и простолюдинов. "Ночные призраки" как бы стали островком в океане ненависти и страха. Резко изменился внутренний уклад школ ниндзютсу, превратившихся в боевые организации. В целях безопасности прием людей в школы со стороны был резко ограничен, соблюдалась строжайшая секретность в деятельности клана, держались в тайне количество и имена членов организации, четкие контуры приобрела система иерархии: роль мозгового центра осуществлял ниндзя высшего ранга - ДЗЁНИН. Он решал стратегические вопросы: определял политику клана, входил в контакты с дзёнин других школ, знатными заказчиками операций и т.п. ТЮНИН решал текущие тактические задачи: назначал непосредственных исполнителей, занимался подготовкой рядовых воинов, руководил проведением операций контрразведки. ГЭНИН - член клана низшего ранга, именно он рисковал жизнью и погибал в случае неудачи. Большую часть времени гэнин проводил в упорных, порой жестоких тренировках, от этого зависело выполнение задания и его жизнь. Как правило, группа гэнин контактировала только с одним тюнин, зачастую даже не зная имени своего дзёнин. Делалось это для того, чтобы, попав в плен, ниндзя не мог дать информацию о составе клана. Членство в школе скреплялось клятвой, нарушение которой каралось смертью.

Во время "золотого века" образовалось около 25 новых рю, в основном в центральных провинциях ИГА и ТОГА. Именно эта часть Японии считается исторической родиной ниндзютсу. Здесь находились и две самые крупные и влиятельные организации Ига-рю и Кога-рю. Несмотря на множество других школ, ни одна из них не смогла достичь их уровня. Территория провинции Ига делилась на зоны влияния трех старейших школ: Хаттори-рю, Момоти-рю и Фудзибаяси-рю.

Hosted by uCoz